Регулировка развала-схождения без стенда .  


Устойчивость машины на дороге зависит от многих факторов – от ширины колеи и длины базы, высоты и ширины резины, состояния подвески, высоты расположения центра тяжести... И все же, основным условием, исключающим «ёрзанье» автомобиля на дороге и нервные судороги водителя, вынужденного постоянно «ловить» своего скакуна, норовящего уйти из-под контроля, является правильная геометрия машины. Говоря простым языком, «все четыре колеса» должны соприкасаться с матушкой землей в строго определенных относительно друг друга местах. В противном случае, каждое из них будет самостоятельно выбирать свой путь в пространстве, пытаясь завести на эту тропу всех остальных, включая своего одушевленного хозяина. Это явление, на мой взгляд, образно можно проиллюстрировать басней И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»», написанной, правда, по другому поводу, но наглядно отражающей проблему.
Разумеется, что все колеса изначально жестко прикреплены через элементы подвески к кузову (или раме кузова) и первостепенным условием их правильной геометрической установки является незыблемость этих несущих конструкций, ибо изначальная кособокость точек крепления подвесок и мостов (и их «погнутость и разболтанность»), вызванная загибанием кузовов в ДТП или другими причинами, неизбежно приведет к хаотичному разбросу колес по поверхности дороги. Поэтому, любая попытка поставить колеса ровно относительно друг друга на машине, полчаса назад обнявшей боком сосну или после падения в котлован устремляющей к полуденному солнцу передние лонжероны является желанной, но совершенно фантастической утопией, которая может быть реализована лишь после близкого знакомства автомобиля с устройством стапеля.
Впрочем, давайте предполагать, что мы имеем дело с ровном в геометрическом отношении кузовом и свежей, «правильной» подвеской..
Начнем с того, что задняя и передняя колеи подавляющего большинства самодвижущихся агрегатов (кроме, пожалуй, велосипедов и танков) конструктивно различны по ширине. Это нас интересует с двух точек зрения. Во-первых, не надо пытаться эту разницу нарушать непропорционально расширяя или сужая за счет дисков, «проставок» одну из осей. Это изменит привычную, а при большом энтузиазме владельцев и общую управляемость машины. И, во-вторых, вообще, не стоит увлекаться расширением колеи даже в пропорциональных размерах – выигрывая на прямолинейной устойчивости, вы неизбежно будете проигрывать в поворачиваемости своего транспортного средства. Перефразируя известную фразу, можно сказать – «что хорошо кит-кару – «жигулям» смерть»...
Немаловажное значение имеет база (расстояние между передними и задними колесами). Но если, думаю, каждому понятно, что это расстояние справа и слева должно быть строго одинаковым (иначе машину будет «тянуть» в сторону более короткой базы), то арифметическое значение данного параметра – вопрос некоторой дискуссии. Это значение определяется кастором – углом наклона передних стоек. Наклонены они для самовозврата руля в исходное положение после его поворота и, в принципе, имеют точные заводские параметры. Однако, увеличение кастора позволяет сделать рулевое управление более чувствительным и резким. Многим это нравится, но опять же увлекаться этим не стоит, тем более, что и руль придется крутить с большим усилием, и управляемость изменится.
И, наконец, два основных параметра – развал и схождение.
В переднеприводных ВАЗах развал задней оси не регулируется и определяется обычным креплением задних ступиц к балке с «нулевыми» показателями. Между тем, некоторые автовладельцы «подсмотрели», что на спортивных «зубилах» и на большинстве современных машин развал задней оси – отрицательный, т.е. колеса чуть наклонены верхней частью внутрь кузова. Это достижимо нестандартными методами, но во всем, повторяю, должно быть чувство меры. В частности, спортсмены не разваливают колеса более, чем на 2 градуса.
Похожая ситуация и с передними колесами – развал «нулевой», но «чуть-чуть» – можно. При небольшом отрицательном развале повышается устойчивость машины (особенно – в поворотах», но это опять же будет связано с более трудным управлением, а при значительных «перегибах» – с неравномерным износом колес).
Схождение – наиболее существенная часть геометрии. Даже незначительный отход от необходимых параметров ведет к плохому «держанию» дороги. Машина начинает «рыскать», визжать в поворотах, а резина - и сильно и неравномерно изнашиваться. В ВАЗах с передним приводом передние колеса должны быть параллельны друг другу или очень незначительно отрицательно разведены (передние колеса передней частью могут быть выведены наружу). Положительное схождение и положительный развал – всегда хуже, даже если они и находятся в заводском допуске.
Теперь, собственно, о технологии контроля и установки геометрии.
Самый лучший вариант – стенд. Компьютер, со свойственным ему отсутствием эмоциональности покажет все параметры и позволит привести их к нормальному бою, отслеживая малейший поворот ключа на гайках рулевых тяг или головки на регулировочных болтах поворотных кулаков.
Однако, учитывая беззаветную любовь нашего населения к техническому творчеству и, в последние годы, к экономии матценностей, следует сказать, что и без поездки на стенд операция по установке правильной геометрии колес не является таинством за семью печатями, выполняется без дорогостоящих и хитроумных приспособлений и доступна практически любому автолюбителю, способному отличить гайку от самореза. Простота операции, "нулевые" углы схождения и развала позволяют опытным механикам вообще делать ее "на глаз" со стопроцентным "попаданием" в разрешенные допуски. По крайней мере, за многие годы эксплуатации нами "восьмерок" и в спорте и по жизни - ни одна из них не узнала, что такое стенд, при этом исключительно равномерно изнашивая резину и показывая чудеса устойчивости.
Все, что нужно для самостоятельной установки правильной геометрии - это ровная площадка, рулетка, спичечный коробок, стакан воды, катушка ниток, магнит и несколько ключей.
1. Для начала промерьте базу машины. Если расстояния между ступицами разные справа и слева или длина базы не соответствует допустимым параметрам, то приведете их в норму, уменьшив или увеличив количество или толщину шайб между продольными растяжками и поперечными рычагами. Этим же вы установите и правильный кастор.
2. Убедитесь, что сзади и спереди на машине стоят одинаковые по ширине и вылету диски.
3. Поставьте машину на горизонтальную площадку так, чтобы перед остановкой она прошла вперед расстояние, минимум, в оборот колеса и не скатывалась назад. Снимите защитные колпачки подшипников.
4. Приспособьте обычный отвес на крыле так, чтобы нитка проходила через центр ступицы (лучше ее прикрепить магнитом). Нижнюю часть отвеса, во избежание маятниковых колебаний опустите в стакан с водой. Линейкой измерьте расстояние от нитки до края диска сверху и снизу - оно должно быть одинаковым. Если это не так - отпустите гайки болтов крепления поворотных кулаков в стойках и поворотом болта с эксцентриком добейтесь нужных параметров. Помните, что очень плохо, когда расстояние сверху до диска меньше, чем снизу, а вот когда сверху это расстояние чуть больше нижнего - это даже предпочтительнее для устойчивости. То же самое сделайте со вторым колесом, затяните нижние крепления стоек и проверьте все еще раз.
5. Ослабьте контргайки (если спешите и нарушение небольшое - можно сделать с одной стороны) втулок, соединяющих рулевые тяги с наконечниками (не забудьте, что одна из гаек имеет левую резьбу), применяя длинные рожковые ключи.
6. Натяните нитку от заднего колеса до переднего через центры ступиц, подложив сзади между покрышкой и ниткой спичечный коробок (10 мм). Рулением добейтесь положения, когда нитка одновременно касается колеса спереди и сзади диска. Перенесите это же на другую сторону.
7. Вращением втулки добейтесь идентичного положения нитки. Проверьте все еще один или два раза и затяните контргайки.
8. Проверьте окончательно.
Помните - очень плохо, когда колеса сведены внутрь - этого надо обязательно избегать.
Вот, собственно и все, джентльмены, - запускайте моторы! Если воспользуетесь этим способом впервые - перепроверьтесь на стенде. А потом постепенно сможете определять правильные углы с десяти метров :-)))


 
Используются технологии uCoz